Психологи Копейска: «Бойни в Керчи можно было избежать!»
События 17 октября в Керчи не оставили, пожалуй, никого равнодушными. Факт подростковой агрессии был разложен экспертами вдоль и поперек. Понять поведение 18-летнего студента пытаются до сих пор. Одна из основных версий – парень по личным причинам решил устроить массовую расправу с сокурсниками, наподобие той, что произошла 20 апреля 1999 года в школе «Колумбайн».
Нет, мы не будем выдвигать собственные теории – зачем? Ведь и так все понятно. Наша задача иная – доказать, что с подростковой агрессией можно и нужно работать. Правилами воспитания ребенка поделились специалисты Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП) г. Копейска: руководитель Жилина Лариса Геннадьевна и педагоги-психологи Варакосова Елена Леонтьевна и Харченко Татьяна Юрьевна.
Но сначала поведаем о самой организации.
Оказалось, что подавляющее большинство копейчан не представляют, что в нашем городе есть уникальное учреждение. Его специалисты проводят психолого-педагогическое консультирование детей, родителей, педагогов, а также оказывают логопедическую и коррекционную помощь детям. А все для того, чтобы каждый ребенок рос счастливым, успешным, понятым, и, конечно, психологически устойчивым.
О том, зачем Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи нужен Копейску, рассказывает Лариса Геннадьевна Жилина (Л.Г.) руководитель учреждения.
- Лариса Геннадьевна, как давно ваш Центр существует в Копейске?
Л.Г.: В этом году нам уже 20 лет! Но мы не всегда были Центром. В 1998 году это была психолого-медико-педагогическая консультация (ПМПК). В 2004 году мы стали Центром диагностики и консультирования, а с 2016 года у нас новый статус и новое название: Муниципальное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Копейского городского округа Челябинской области.
- Чем полезно ваше учреждение для копейчан?
Л.Г.: Прежде всего тем, что квалифицированные педагоги нашего Центра всегда готовы прийти на помощь детям и родителям при возникновении логопедических проблем у ребенка, при отклонениях в поведении, сложностях в освоении школьной программы. Наш Центр – это педагоги-психологи, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, которые любят своё дело и отдают ему весь свой опыт и знания.
Лариса Геннадьевна Жилина: «Я очень благодарна всем педагогам центра за преданность нашему общему делу!»
- Как записаться на консультацию к специалистам? Какова стоимость услуг?
Л.Г.: Вы можете позвонить по телефону 8 (35139)7-67-31 либо прийти лично и сообщить о своей проблеме. Специалисты центра пригласят Вас и вашего ребенка для знакомства и определят схему и методику дальнейшей работы. Все консультации бесплатны.
- Какие полезные проекты вы реализуете?
Л.Г.: Во-первых, это программа обучения «Родительский университет». Это не одноразовый тренинг, а масштабная деятельность! Она помогает нам охватить большое количество образовательных организаций города, куда приходят родители и получают новые знания для воспитания счастливых и здоровых детей. Ежемесячно, в каждый четвертый четверг проводятся занятия в «Родительском университете». Приглашаем, присоединяйтесь!
Еще одна программа – «Ветер перемен» для учителей. Она позволяет педагогам отточить свои профессиональные навыки и получить новые знания для работы с самыми разными детьми.
– Вы буквально вчера вернулись с всероссийской конференции, которая проходила в Москве. Расскажите, что полезного для Копейска там обсуждалось?
Л.Г.: Актуальный вопрос о всплеске противоправного поведения подростков, в том числе печальный случай с керченским стрелком.
Сейчас в помощь педагогам-психологам разрабатываются методические рекомендации по обследованию и работе со сложными подростками. На сайте Московского государственного педагогического университета уже размещена памятка с объяснениями, как выявить отклонения в процессе общения с ребенком и как вести себя в случае возникновения экстренной ситуации. Мы, в свою очередь, доведем эту важную информацию до педагогов и психологов города.
К нашей беседе присоединяются педагоги - психологи центра Варакосова Елена Леонтьевна (Е.Л) и Харченко Татьяна Юрьевна (Т.Ю).
- Бытует мнение, что современные дети очень агрессивны, так ли это?
(Е.Л): Дети не рождаются жестокими, злыми, это уже в процессе социализации у ребенка формируются определенные личностные качества. На этом этапе очень важно, как реализуются потребности ребенка, как с ним обращаются взрослые. Что касается подросткового возраста, он всегда был сложным, не нужно его бояться, прежде всего, родителям. Важно в этот период не оставлять ребенка без поддержки.
- Что делать, если ребенок все-таки проявляет агрессию, плохо учится? Как вести себя родителям?
(Е.Л): Терпение и еще раз терпение и понимание. Необходимо наладить контакт с ребенком и принимать его таким, какой он есть. Дыма без огня не бывает. Скорее всего, у ребенка есть какие-то проблемы, которые приводят к такому поведению. В подростковом возрасте дистанция между родителями и детьми растет очень быстро и появляется непонимание, отчужденность, нежелание делиться своими переживаниями с родителями. Поэтому здесь и должен приходить на помощь специалист - психолог.
(Т.Ю): На самом деле воспитывать ребенка очень просто! Мама должна быть как будто контейнером для чувств ребенка и быть его «зеркалом». Для ребенка испытывать агрессию – это нормально. Это всего лишь выражение его чувств, он имеет на это право. Здесь важно услышать ребенка и сказать, что вы понимаете его, что его переживания важны для вас.
- В СМИ появляется много информации о драках в школах Копейска. Как вы считаете, что толкает школьников на такое поведение?
(Т.Ю): Школьники активно начинают обозначать свои границы, у них появляются новые интересы, увлечения. Это хорошо! Но эти интересы не всегда бывают приняты и понятны окружающими. Из-за непонимания в основном и возникают конфликты. Дети ищут примеры для подражания среди своих сверстников, вступают в различные сомнительные интернет-сообщества. Задача учителей и родителей на данном этапе – стать прочной базой, фундаментом, от которого ребенок может оттолкнуться и идти дальше уверенно по жизни.
- Если говорить о недавних трагических событиях в Керчи, как Вы считаете, что-то могло остановить стрелка?
(Е.Л): В этом случае накопленная критическая масса достигла предельного уровня и вышла наружу. Думаю, что если бы этому ребенку была оказана психологическая помощь, или просто с ним вовремя поговорили бы по душам, трагедии можно было избежать.
(Т.Ю): Это как с кастрюлей, в которой варится суп, который вот-вот закипит. И если вовремя не снять крышку… Нарушения в поведении личности можно и нужно замечать в очень юном возрасте, когда ребенок посещает детский сад. Важно обращать внимание не только на проявление агрессии, но и чрезмерное послушание ребенка. Если ребенок старается всем понравиться, не показывает своих чувств, ему сложно сопереживать другим – это тревожные звоночки! И уже на этом этапе важно начать работу с психологом!
- Как же копейчанам воспитать психологически устойчивого ребенка?
(Е.Л): В первую очередь, родители сами должны обладать достаточным уровнем эмпатии (способностью сопереживать) и быть примером в этом для своих детей. Ведь именно родительский пример так важен для ребенка! Поэтому призываю всех совершать как можно больше добрых, гуманных поступков! Будьте ближе к своим детям, интересуйтесь их увлечениями!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, МЕДИЦИНСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ» КОПЕЙСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес: ул. Ленина, 62-Б (здание школы №6), телефон: 8(35139)7-67-31
Сайт: cdik.edusite.ru
E-mail: sdik_kgo@mail.ru
Историческая справка: Психолого-медико-педагогическая консультация была создана в 1998 году по инициативе начальника управления образования администрации г. Копейска Овечкиной Н.В. при поддержке главы города Конарева М.П. Консультация в 2004 преобразовалась в Центр диагностики и консультирования, который прошел путь развития и становления под мудрым руководством его бывшего директора Поповой Светланы Николаевны. Огромный вклад в развитие логопедической службы образовательной системы города внесла учитель-логопед Бисерова Людмила Вениаминовна. Службу практической психологии системы образования с 1998 года по сей день курирует педагог-психолог центра Варакосова Елена Леонтьевна.