Антимонопольщики Челябинской области рассказали, почему дорожает бензин
С середины марта топливо стремительно растет в цене. Сложно поверить, что здесь обошлось без сговора владельцев АЗС, но в Челябинском УФАСе назвали другую причину того, почему дорожает бензин.
По словам начальника отдела анализа товарных и финансовых рынков антимонопольной службы региона Юлии Пузанковой, как раз-таки южноуральцам грех унывать, ведь в Челябинской области установилась одна из самых низких цен на бензин.
Юлия Пузанкова поделилась интересными данными. Действительно, бензин рос в цене с января по май текущего года. Но в Челябинской области темпы удорожания хоть и превышали темпы инфляции, но, по ее данным, не были шокирующими. Российские компании уже отчитались о темпах ростах стоимости топлива на Южном Урале.
Согласно этому документу, с января по май сеть региональных АЗС «Газпромнефть» повысила стоимость АИ-95 на 5%, АИ-92 на 6%, «дизеля» – на 6,5%. На автозаправках «Лукойла», согласно отчету, рост АИ-95 не превысил 6%, АИ-92 – 4%, дизельного топлива – 7%. Бензин «Башнефти» держался в рамках темпов конкурентов: АИ-92 в итоге подорожал на 4,4%, АИ-95 – на 5%, «дизель» – на 5,3%.
В Управлении Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области рассказали, почему произошло столь стремительное удорожание бензина по всей России. На это повлияли макроэкономические процессы, произошедшие на мировом нефтяном рынке.
Основная причина – рост мировых цен на нефтепродукты. Это повлекло за собой снижение экспортных пошлин (взимаются при вывозе товара за рубеж) и январское повышение стоимости акцизов на бензин. В итоге нефтяникам стало выгоднее экспортировать нефть, чем обеспечивать ей российский рынок. По словам Юлии Пузанковой, комплекс этих фактов и вызвал внутренний дефицит топлива, и как следствие, рост цен. Как подчеркнула представитель УФАС региона, правительство страны принимало меры по сдерживанию подорожания нефти первые три месяца.
«Проблема в том, что рост цен на бензин превысил индекс инфляции. Это заставляет обеспокоиться, – отметила Юлия Пузанкова, – Однако нефтерынок остается социально значимым, и потому данная ситуация находится на особом контроле в Челябинском УФАС».
По словам чиновницы, региональный УФАС обратился в Минфин России с предложением снизить акцизы на бензин. Пока федеральное ведомство никак не отреагировало на предложение челябинских антимонопольщиков. При этом, по данным радио «Бизнес ФМ-Челябинск», в июле планируется очередной рост акцизов на топливо (по приблизительным оценкам, 6% на бензин и 7,7% на дизель). Не исключено, что в ближайшем будущем бензин не перестанет дорожать.
Елена Шергунова