На заметку родителям. Не так страшны домашние задания, как их малюют!
Тема загруженности детей набирает обороты, она близка и родителям копейских школьников.
Мама школьницы Елена Скачко из Киева опубликовала в Facebook «крик души», который был поддержан очень многими родителями: запись набрала 38 000 лайков, 13 500 перепостов и 3175 комментариев. Елена говорит о том, что современные родители, зарабатывая деньги, появляются дома после 20 часов вечера, их дети примерно в то же время после всевозможных секций, кружков, репетиторов. Всем хочется просто пообщаться за ужином, отдохнуть, а нужно делать вместе с ребёнком многочисленные домашние задания. Предлагает Елена провести реформу в образовании, перенять опыт зарубежных стран, отменить все домашние задания. 13 октября в пресс-центре «Аргументы и факты. Челябинск» прошёл круглый стол, посвящённый проблеме суперзагруженности наших детей, а также их родителей.
Михаил ЕЛАГИН, начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Министерства образования и науки Челябинской области:
- Безусловно, домашние задания нужны для закрепления пройденного материала и систематизации знаний. В зависимости от того, как ребёнок подготовлен, опытный учитель даёт домашние задания ученикам разные по объёму и форме. Выполнение домашних заданий приучают ребёнка к самостоятельности, за родителями остаётся контроль.
Наталья ЛУКИНЫХ, декан факультета подготовки учителей начальных классов, кандидат педагогических наук, доцент:
- На родительских собраниях первоклассников сами родители просят: «Давайте нашим детям побольше домашних заданий», хотя они вообще не предусмотрены в 1 классе. Учитель даст задание написать пару строк в прописи. А родители, страстно желая сделать ребёнка «успешным», дома заставляют его ещё 22 строки написать где-то в другом месте, или нанимают репетиторов. В итоге ребёнок не хочет учиться. А задача у первого года обучения в школе одна – не погасить желания у ребёнка к учёбе, дать ему почувствовать удовлетворение от того, что он делает, не случайно и отметок в 1 классе не ставят.
Ирина РУЗАЕВА, директор ГБОУ «Челябинский областной многопрофильный лицей-интернат для одаренных детей»:
- В нашем лицее-интернате учатся ребята со всей Челябинской области, они умеют ставить цели и достигать их. Они привыкли к интенсивному ритму обучения, дерутся за учебники, которые позволят сделать им шаг вперед. Для них перезагруз – в удовольствие. Наша российская система образования даёт фундаментальные знания. А наши специалисты, несмотря на реформы, проводимые за последние 20 лет, по-прежнему лучшие на мировом кадровом рынке. И нам не нужно перенимать опыт Финляндии или других стран.
Я мама двух дочерей, бабушка двух внуков. В 36 лет стала директором, нагрузка увеличилась, дети сами справлялись с домашними заданиями. По вечерам, считаю, родителям нужно уделять внимание психологическим проблемам ребёнка, подростка. Для этого оптимизировать его жизненный график, убрать свои амбиции, из трёх вечерних секций оставить только одну, нелюбимую ребёнком флейту (мамину мечту) заменить балалайкой, престижную школу сменить на школу возле дома.
Марс ВАХИДОВ, учитель года 2007 года, преподаватель химии МАОУ лицея № 77:
- Родителям необходимо находить совместное поле деятельности с ребёнком. И если по окружающему миру во 2 классе просят испечь блинчики, то это великолепно. Помните, своим отношением к заданиям, вы формируете у ребёнка мировоззрение. Лучше сделать его позитивным.
Екатерина ЗАБАЧЁВА, председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление»:
- Мы учились в своё время без проблем, и гулять успевали, родители не делали с нами домашних заданий. Реформы в образовании увеличили нагрузку, а куча разных образовательных программ привела к трудностям при переходе из одной школы в другую. Нужна единая система образования в стране. Наша организация начала выпускать учебники для 1 класса. Мы переделали учебник по арифметике 50-ых годов прошлого века, и есть уже школы, которые заказывают этот учебник.
Подготовила Виктория СОРОКИНА
Алгоритм школьника:
1. После школы ребёнок должен пообедать, затем 1,5 час отдохнуть (не за компьютером).
2. Выполнить домашние задания. Затем возможны спортивные секции или творческие занятия.
3. Вечером 1 час прогулка, общение с друзьями.
Время на выполнение домашних заданий. СанПиН
1-й класс – домашнего задания нет;
2–3-й классы – 1,5 часа в день;
4–5-й классы – 2 часа в день;
6–8-й классы – 2,5 часа в день;
9–11-й классы – 3,5 часа в день.
Комментарий Дмитрия СОРОКИНА, заведующего гастроэнтерологическим отделением Челябинской областной детской клинической больницы:
- После сдачи ОГЭ, ЕГЭ, других переводных экзаменов к нам в отделение попадают школьники разных возрастов с синдромом раздражённого кишечника (понос сменяется запорами и сопровождается болями в животе на фоне стресса), участились случаи стрессовых язв желудка у подростков. Приходится объяснять амбициозным родителям, что дети, ежедневно после общеобразовательного учреждения посещающие фигурное катание, музыкальную школу, и изучающие 4 иностранных языка дополнительно к школьным предметам, не выдерживают таких нагрузок. Обостряются хронические заболевания желудочно-кишечного тракта. Дети, зачастую не имеют полноценного 5-разового питания, перекусывают между тренировками и репетиторами тем, что под руку попадёт, плюс постоянные стрессы: успеть, не опоздать, не «подвести» родителей.