Роспотребнадзор рассказал о борьбе с финансовыми организациями за свои права
Копейчане нередко жалуются в Роспотребнадзор на нарушение их потребительских прав. Так в 2018 году в Копейске зафиксировано 291 подобное обращение, рассказала ведущий специалист-эксперт Управления Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Копейске и Красноармейском районе Светлана Александровна Абакумова.
Согласно статистике, самой «популярной» на претензии является сфера торговли. На втором месте — область бытовых услуг. «Бронза» досталась ненадлежащему обслуживанию в области ЖКХ.
Еще одной сферой, где горожане частенько сталкиваются с нарушениями прав, является область финансовых услуг.
Закон на нашей стороне
Существуют основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок оказания финансовых услуг. Это Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300, Гражданский кодекс РФ, ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Причем, перед тем как взять кредит, потребитель вправе получить исчерпывающую информацию об условиях предоставления, использования и возврата заема, в том числе о той организации, которая выдала деньги. Клиенту обязаны представить данные о наименовании и месте нахождения кредитора, контактах, сайте.
В свою очередь учреждения должны иметь разрешения на деятельность. Кредитные организации — лицензию на осуществление банковских операций, микрофинансовые учреждения и ломбарды — данные о внесении сведений в соответствующий государственный реестр. Кредитно-потребительские кооперативы обязаны обладать членством в саморегулируемой организации.
Резко поменяли условия
Некоторые потребители сталкиваются с тем, что финансовые организации в одностороннем порядке меняют условия договора. По словам представителей отдела Роспотребнадзора в Копейске подобная ситуация недопустима, за исключением случаев, предусмотренных ст. 310 ГК РФ.
Кроме того, ст. 450 ГК РФ определено, что изменение договора возможно по соглашению сторон, а также в судебном порядке. Интересно, что включение банком в кредитный договор условия о возможности одностороннего изменения договора также ущемляет права потребителя. А это недопустимо и грозит штрафом до 20 тыс. руб.
Предварительное уведомление не требуется
Иногда финансовые организации отказывают в полном погашении кредита без предварительного уведомления. По словам Светланы Абакумовой, оно не требуется в 2 случаях: если потребитель решил полностью погасить потребительский кредит в течение 14 дней с даты его получения либо в течение 30 дней, если кредит был получен на определенные цели. В остальных случаях уведомление должно быть отправлено за 30 дней до дня возврата потребительского кредита.
Куда обращаться, чтобы защитить права заемщика?
В первую очередь необходимо написать претензию кредитору. Если он отказался ее удовлетворить, то отправляться в Управление Роспотребнадзора по Челябинской области. При наличии оснований Управление проводит контрольно-надзорные мероприятия в отношении финансовых организаций и оказывает помощь в восстановлении нарушенных прав потребителей путем дачи заключений в суд по исковым заявлениям граждан или подачи искового заявления в защиту прав потребителя.
Управление Роспотребнадзора по Челябинской области в г. Копейске и Красноармейском районе: ул. Кузнецова, 5, Копейск.
Телефон: 8 (35139) 7‑38-09. Режим работы: пн-чт 8:30–17:30, перерыв 12:00–12:45; пт 8:30–16:15.
Мнение эксперта:
Наталья Валерьевна Шенкман, арбитражный управляющий, директор федеральной юридической компании «Urex Group»
Практически любая просрочка по кредитам и займам грозит штрафами и пенями. Специалисты кредитной организации, увы, не будут разбираться в причинах неплатежей, даже если они объективны. Поэтому любой заемщик должен уметь отстоять свои права. Вот простая инструкция того, как уменьшить долги и доказать банку, что вы имеете право на остановку растущих штрафов.
1. Обратитесь к кредитору с заявлением о реструктуризации долга.
2. Получите одобрение или отказ. По опыту знаю, что кредитные учреждения чаще всего отказывают в реструктуризации либо выставляют непосильные условия.
3. В случае, если банк отказал вам в реструктуризации, то обязательно обращайтесь к юристам.
Сегодня существует множество законных способов остановить рост пени и штрафов, уменьшить и даже вовсе списать долги. Один из них — принять статус «банкрот» согласно ФЗ №127. Главное — не затягивать, ведь каждый день размер вашего долга будет только увеличиваться.