В Копейске открыли памятник жертвам политических репрессий
Сегодня, 30 октября, в День памяти жертв политических репрессий в Копейске открыли памятник, о котором в городе говорили так много. В торжестве приняли участие депутаты, бизнесмены, ветераны представители местного казачества, школьники, кадеты, члены общественных организаций.
В числе последних – Немецкий культурно-образовательный центр и даже гости из Челябинска – общественная организация репрессированных «За справедливость». И это не единственные не-копейчане. На торжество приехали депутаты Государственной Думы Валерий Гартунг и Анатолий Литовченко.
Первыми приветственное слово взяли представители Союза предпринимателей Копейска: президент компании «Сигма» Александр Махров, председатель совета директоров местного Машзавода Ярослав Чабан и другие.
##gallery##
Они рассказали: установленный памятник станет последним из 12-ти монументов в Челябинской области, посвященных жертвам сталинских репрессий.
Необходимость установить обелиск назрела давно. Ведь больше половины копейчан – потомки тех, кого насильно свозили на местные шахты. В начале 1940-х годов в Копейск приехало более 20 тысяч репрессированных, в основном поволжских немцев. Подавляющее большинство ссыльных работало в забое – добывали уголь, необходимый для бесперебойной работы электростанций Свердловска и Челябинска.
– Эта трагедия коснулась и моей семьи, – рассказал депутат партии «Справедливая Россия» Валерий Гартунг, – Я очень рад, что в Копейске наконец появился такой памятник. Слишком много людей, живущих здесь, знают, что такое насилие властей над собственным народом, что такое раскулачивание, доносы и репрессии. Раньше об этом было принято молчать. Но наконец-то справедливость восторжествовала. Мы можем говорить об этом, а наши дети могут знать историческую правду и учиться на ошибках прошлого.
После приветственных слов и минуты молчания объявили возложение цветов к новой стеле. Ветераны и юнармейцы, скромно стоявшие в углу от стелы, встали в очередь, чтобы положить гвоздички на гранитную плиту памятника. Среди них – и наша героиня.
Клавдии Васильевне Хорошиловой – 89. 53 года из них она проработала в копейской школе учителем, отличник народного образования. Пенсионерку сюда привела личная трагедия.
«В 1938 году на Золотой горе, в районе бывших шахт, – сейчас это окраина поселка Шершни – большевики по ложному доносу расстреляли моих отца и деда, – рассказывает пенсионерка, – Моему отцу было всего 34 года, он был хорошим хозяйственником, бригадиром, председателем колхоза в селе Прорыв, что под Курганом».
Маленькой Клаве тогда было 8 лет. Отца и деда обвинили в шпионаже после того, как в селе сгорел стог сена – в него ударила молния. Но те, кто завидовал ее семье, доложили «куда надо»: отец и сын Черкасовы пытались «спалить» деревню.
Так многодетная семья осталась без главы семьи. Пережить войну помогла близость к Казахстану – от голода детей спасала урожайная земля, бахчи со спелыми арбузами и дынями.
«Мы все выросли, все получили хорошее образование, нашли себе применение в жизни, – резюмирует Клавдия Васильевна, – и это несмотря на то, что мы считались детьми врага народа. А через 20 лет, в 1957 году нашего отца реабилитировали».
Сюда, к только что отрывшемуся памятнику, с цветами Клавдия Васильевна обещает приходить часто. «Как только что-то всколыхнется в моем сердце», – отмечает она.
А что по этому поводу думаешь ты? Насколько важно для горожан то, что в Копейске появился памятник жертвам политических репрессий? Ответ пиши здесь или в комментариях в нашей группе «ВКонтакте».
Елена Шергунова